kotbeber (kotbeber) wrote,
kotbeber
kotbeber

Category:

М. Журинская. Мишка и некоторые другие коты и кошки

https://www.pravmir.ru/retsenziya-m-zhurinskaya-mishka-i-nekotoryie-drugie-kotyi-i-koshki/

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 48, 2007

ЕЛЕНА МАКСИМОВА , АЛЬМАНАХ "АЛЬФА И ОМЕГА" | 24 ДЕКАБРЯ 2012 Г.


<Рецензия>: М. Журинская. Мишка и некоторые другие коты и кошки. Строго документальное повествование. Издательский дом “Фома”, Изд-во “Христианская библиотека”. Нижний Новгород, 2006. 176 с.

“Мишка и некоторые другие коты и кошки” — это доброе и радостное чтение, от которого легко на сердце, чтение, которое возвращает к светлым воспоминаниям о тех, кого мы приручили. Это маленькие истории, миниатюры о кошачьей жизни, написанные доверительным языком, будто ты общаешься с хорошим другом, с юмором, который уместен именно у близких людей, без поучений и сюсюканья, с любовью к большим и малым созданиям нашего Творца.

Книга начинается с обложки, ее, как и другие многочисленные иллюстрации, рисовала Зинаида Сурова. Нарисовано просто, будто вместе с ребенком; этим отмечается, что книга про Мишку — это всевозрастное чтение. На обложке очередь, в ней мужчины и женщины, старички и дети, а еще животные, главным образом коты. В голове очереди Свет, все устремлены к нему, даже коты семенят за своим хозяином (а если его на земле не было, то сами по себе), зная, что вскоре обретут новый дом и настоящую всетварную радость. И вот, стоя в этой очереди, задумаемся о тех, кого поручил нам Господь.

Есть одно народное предание, что будто бы во время потопа, когда Ной и собранные им находились в ковчеге, а вокруг была вода, сатана, чтобы погубить их, повелел мыши прогрызть в ковчеге дыру, но кот вовремя заметил такое коварство и воспрепятствовал ему. С тех пор, как гласит предание, котам позволяется то, о чем другие животные могут только мечтать: жить в человечьем доме и даже свободно находиться в церкви, исполняя свое древнее послушание — охранять от мышей.

Эта история тоже началась с мыши, которая, возмутив своим появлением боголюбивое семейство, “привела” в дом кота. Новый жилец так полюбился хозяевам, их близким и знакомым, что после того, как жизнь его обрела цельность, на свет родилась эта книга. Главный герой книги — Мишка, кот внушительных размеров, ума и способностей, а вместе с ним на страницы заглядывают многие другие коты и кошки — наши питомцы, которые живут или жили рядом с нами, забавляли, успокаивали, а иногда и смиряли.

Хотя книга написана про вполне конкретного кота Мишку, у каждого “кошатника”-читателя она вызывает новый прилив любви к своему питомцу, который или живет с нами сейчас, или жил прежде. Всем известны слова: Блажен, иже и скоты милует… И рецензируемая книга прекрасно научает нас такой милости. И милость эта не оставалась без ответа с “той стороны”:

«Однажды он был идеальной сиделкой. Была у меня пневмония, и кот двадцать дней отдежурил на стуле у дивана, отлучаясь только быстренько поесть и в туалет. Это его дежурство по ночам приносило совершенно реальную пользу: от пневмонии и от температуры я задыхалась и сбрасывала одеяло, чего делать нельзя. Конечно, натянуть одеяло кот не мог, но делал все, что в его силах: начинал по мне скакать и тем самым будил. Я говорила “спасибо, кот”, поправляла одеяло и засыпала до следующего раза» (С. 84).

Может быть, кто-то удивится, узнав, что целая книга посвящена коту. Может быть, кому-то покажется неоправданным такое внимание. Есть, к сожалению, такие люди, которые, словно не читав в Священном Писании слов: чего Бог очистил, того ты не почитай нечистым, гнушаются животными и считают, что так должны поступать все православные. Для них, пожалуй, стоит рассказать две истории.

На Кипре есть замечательное место мыс Гота, то есть: Кошка. В древности здесь подвизались монахи, но потом они были вынуждены уйти из-за расплодившихся змей. Святая Елена, узнав об этом, распорядилась привезти из Египта тысячу котов и кошек, которые спасли остров от змей. Вскоре на этом месте был основан монастырь в честь святителя Николая, получивший прозвище “Кошачий”.

Сейчас он являет удивительное зрелище: в монастыре несколько сестер, которые из-за занятости на послушаниях сокрыты от глаз паломников, зато в уютнейшем монастырском дворике, среди цветов, обитают десятки кошачьих: вот котята прильнули к кошке, тут коты-подростки играют в свой хвост, здесь просто спят, прижавшись друг к дружке. Можно увидеть несколько десятков котов одновременно! Здесь их действительно опекают. А паломники свидетельствуют, что в мартирологе жертв турецкой оккупации 1570 года написаны имена не только людей, но и котов монастыря.

И на святой горе Афон есть обитель, издревле изобилующая кошачьими, — это Дохиар. Представьте себе монастырский дворик, старые плиты, согреваемые знойным греческим солнцем, цветы в клумбах, и — множество котят повсюду. Отсюда их забирают старцы и монахи и увозят к себе в монастыри, скиты и кельи, — по всей монашеской республике. И эти котята, возмужав, будут нести там послушание по отлову змей.

Но если нет ни мышей, ни змей, — зачем кот городскому жителю? — Чтобы мы учились заботиться о том, кто нуждается в заботе. Часто любят говорить, что заботиться надо прежде всего о людях, и что есть такие “котоманы”, которые людей вовсе не замечают, а то и ненавидят. Но мы ведем речь не про таких.

Если сердце человека очищено любовью к Богу, оно без труда вмещает и людей, и котов, и собак, и всю тварь, которая, как свидетельствует апостол Павел, по нашей вине стенает и мучается. Наша вина в том, что мы своими грехами изменили мир, изуродовали его, ввергли и животный мир в ненависть и страдания.

У Марины Андреевны Журинской кот не обожается, не очеловечивается, его видят именно зверем, домашним, доверчивым, но зверем, и в этом удается гораздо глубже разглядеть и показать его настоящий интерес и красоту.

Но в этом также и воспитательное значение книги: показать нормальные взаимоотношения кота и хозяина, подчиненной твари и человека, как они были задуманы. Божье творенье всегда хорошо, об этом свидетельствует Писание, и проявляя к нему любовь и заботу, мы славим Творца. Да и животные, как мы помним на примере Валаамовой ослицы, увидевшей ангела и попытавшейся спасти от смерти своего хозяина — пророка, или на примере собаки, путешествовавшей вместе с ангелом и Неемией, также сохраняют восприимчивость к духовному миру. И наблюдательный человек способен это заметить:

«Я уже упоминала о том, что Мишка уважал духовенство. Постепенно выяснилось, что уважение это переходит, так сказать, звериные границы. Однажды один веселый батюшка, уходя, увидел, что Мишка вроде бы вышел его проводить, и, расшалившись, сказал: “А ну, Мишка, иди сюда, я тебя благословлю”. И кот подошел и подставил головку. Потрясенный батюшка перекрестил ему лобик со словами Всякое дыхание да хвалит Господа. Позднее то же самое по собственной инициативе делали и другие священники — с теми же словами. Очень уж у кота умильный вид.

Но однажды Мишка показал, что он способен и на явную недоброжелательность. Я по неопытности впустила в квартиру двух иеговисток, “купившись” на предложение побеседовать о Библии. Беседа не задалась, потому что я прежде всего стала выяснять, какую организацию они представляют, а они изо всех сил противились самоидентификации. Вырвав из них признание, я сказала, что моя точка зрения на Библию укладывается в рамки Православия и вряд ли у нас получится конструктивный диалог, поэтому я прошу их удалиться. Вместо того, чтобы последовать этому предложению, они начали наперебой ругать Православие. Я еще раз попросила их уйти, но безрезультатно. Тем временем пришел Мишка, встал у моих ног, как верный пес, вытянул шею в сторону незваных гостей и зарычал. Дамы замолчали. Я взяла Мишку на руки — мало ли что — но он продолжал рычать в том же направлении. Дамы заохали и поспешно ушли. Конечно, кот отстаивал мои интересы, а не церковные, но получилось все равно здорово» (С. 86–88).

Для православного человека нет никаких трудностей и вопросов о том, как именно нужно любить животных, особенно домашних, которые всегда рядом. Неправда и грех — это когда привязанность отдаляет от Бога, мешает участвовать в таинствах, творить дела добра для людей, а видит только “своего лапочку, сладенького, сыночка” и т. п. Но это далеко не единственный путь. Конечно, никто не станет утверждать, что святитель Тихон Задонский, преподобный Нектарий Оптинский или блаженная Евфросиния Колюпановская меньше любили людей из-за того, что держали у себя дома котов.

Стоит привести следующий пример: одна наша знакомая обратилась к вере отчасти благодаря своему коту. Она прожила немалую часть жизни, будучи атеисткой. И вот однажды ей подарили кота. И настолько хорош он был и благовоспитан, что у нее появилась настойчивая мысль: “надо бы поблагодарить Бога за такого хорошего кота”. Конечно, это было далеко не единственным, что помогло этой женщине всерьез обратиться к вере, но эта мысль стала первой ступенькой на долгом пути к Отцу Небесному.

Возвращаясь к рецензируемой книге, хочется сказать, что в этой истории люди не стремились обладать котом, не домогались его, выискивая особую породу в клубах, не задумывались, будет ли он драть мебель или оставлять свою шерсть на одежде. Они проявили двойную любовь: к растерянному, расстроенному человеку, решив его проблему, и к коту, взяв на себя заботу о том, кто был им послан Провидением. Они ответили взаимностью на котовую дружбу и благодарность, и их жизнь преобразилась. Потому и кот вырос действительно хорошим котом, за которого прилично поблагодарить Творца, например, написанием книги.

Вспоминаются слова святого старца Нектария Оптинского о его питомце: “святой Герасим Иорданский был велик, у него был лев, а мы малы — у нас кот”. Если уровень нашей духовной жизни далек от того, чтобы мы могли являть милосердие к диким зверям, то явим его хотя бы к тем, кто уже и так рядом с нами, тем, кто в нем действительно нуждается. И, как писал праведный Иоанн Кронштадтский, чем больше любит Бога человек, тем шире сердце его становится и тем больше вмещает любимых — и не только людей, но и все Божие творение, как мы видим на таких замечательных примерах, как преподобный Силуан Афонский.
Tags: cats, коты, кошки, марина журинская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments